M-hunter.ru

Поиск тендеров
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виновник или собственник: ВС решал, кто ответит за ДТП

Виновник или собственник: ВС решал, кто ответит за ДТП

Виновник или собственник: ВС решал, кто ответит за ДТП

Андрей Симонов* отдал свою Toyota Avensis другу Юрию Малинину* на время. Он передал ключи и документы, но никаких бумаг они не составили. Вечером 21 августа 2018-го на чужой иномарке Малинин попал в ДТП – въехал в машину, которая остановилась на светофоре. Это была Toyota RAV4 Степана Михайлова*. Сотрудники ГИБДД решили, что виноват в аварии именно Малинин, так как он не выдержал безопасную дистанцию между легковушками. Выяснилось, что авто Симонова не было застраховано. Добровольно деньги на ремонт пострадавшему виновник аварии не выплатил, поэтому Михайлову пришлось сначала провести независимую оценку повреждений, а потом обратиться в суд.

Кто отвечает за ДТП?

Изначально он пошел с иском к Малинину, то есть виновнику ДТП, и просил взыскать с него деньги на восстановление авто (208 000 руб.), затраты на проведение независимой экспертизы (4 000 руб.), компенсацию морального вреда (50 000 руб.) и прочие расходы (на оплату госпошлины и почтовые отправления). Но потом истец заменил ответчика на Симонова, владельца машины. А мужчину, который устроил столкновение, привлекли по делу в качестве третьего лица. Первая инстанция назначила по делу судебную экспертизу. Согласно ее заключению, на ремонт Toyota RAV4 уйдет 162 000 руб. Тогда Михайлов снизил размер требований, с хозяина иномарки он хотел получить в общей сложности 199 000 руб. (за ремонт и утрату товарной стоимости машины).

Сланцевский горсуд Ленинградской области решил, что причиненный в аварии ущерб в силу ст. 1064 ГК («Общие основания ответственности за причинение вреда») должен возмещать виновник столкновения. Симонов доверил ему машину вместе с ключами и документами. Следовательно, в момент ДТП Малинин владел авто на законных основаниях, поэтому отвечать за ущерб должен он. И первая инстанция отказала в иске, так как ответчик по делу был ненадлежащий (дело № 2-42/2019).

А вот апелляция заключила, что перед пострадавшим должен отвечать именно владелец автомобиля. По мнению апелляции, одной передачи ключей недостаточно – для законного владения Малинину не хватало юридического оформления передачи иномарки (доверенности, договора аренды или другого распоряжения). Суд взыскал с собственника авто стоимость ремонта (162 000 руб.), утрату товарной стоимости машины (8800 руб.) и судебные расходы (35 000 руб.). Кассация поддержала доводы первой инстанции. Определение апелляции она отменила, а решение Сланцевского городского суда Ленинградской области оставила в силе. Тогда Михайлов обратился в Верховный суд. В кассационной жалобе он указал, что владелец только отдал машину в пользование, но не передавал право владения, то есть отвечать за ДТП должен все-таки Симонов.

Собственник и владелец. В чем разница?

Дело № 33-КГ21-1-К3 26 апреля рассмотрела тройка судей под председательством Елены Гетман. На заседание в ВС пришли сам Михайлов и адвокат Симонова Тихон Колесник. Сначала Михайлов рассказал о том, как произошло ДТП: он ехал вместе с семьей в машине, остановился на красный свет, а спустя несколько секунд сзади в него въехал Малинин. Председательствующая в процессе поинтересовалась, почему он решил изменить ответчика.

– Сначала я не знал, кто собственник. Я думал, что он [Малинин] собственник. Когда на первом заседании суда выяснилось, что он не собственник, судья мне говорит: «Вы подумайте, вы должны правильно выбрать ответчика». И мы [с представителем] решили поменять ответчика, – объяснил кассатор.

– Вы осознанно исходили из того, что собственник является тем лицом, которое должно отвечать? Есть понятия законного владельца и собственника. Они могут не совпадать, – отметила Гетман.

Михайлов объяснил свою позицию: тот, кому передан автомобиль, может стать законным владельцем. Но для этого он должен, например, застраховать машину. Или собственник и водитель должны заключить договор, составить доверенность. «То есть письменное свидетельство передачи», – отметила Гетман.

Читайте так же:
Административный иск на действия росреестра

– Передача авто, которая происходит по устному соглашению, превращает водителя в законного владельца?
– Нет, – однозначно заявил Михайлов.

Тогда вопросы возникли у судьи ВС Вячеслава Горшкова. Он поинтересовался, кто, по мнению кассатора, должен выплачивать ущерб от ДТП, если автомобиль был угнанный. «Тот, кто совершил ДТП», – ответил Михайлов.

– А в чем разница? – спросил Горшков.

– Собственник не виноват, без его воли автомобиль угнали.

Колесник парировал, что в момент ДТП владел машиной Малинин, а не его доверитель. «Как сделать вывод, что человеку передали полномочия не пользования, а владения?» – этот вопрос Горшков задал уже представителю Симонова. Он рассказал, что если машиной управляет кто-то другой, то он и становится ее владельцем.

Горшков спросил, возместили в итоге пострадавшему ущерб или нет. Михайлов рассказал, что после решения областного суда он обратился к судебным приставам, они успели взыскать 13 000 руб., а после этого кассация отменила решение апелляции. Пострадавший в ДТП указал, что с момента столкновения прошло уже несколько лет. За это время он потратился на представителя, экспертизы, но так и не смог вернуть стоимость ремонта. «И вот в чем я виноват?!» – негодовал Михайлов.

После этого тройка удалилась в совещательную комнату. Спустя полчаса Горшков озвучил решение коллегии: определение кассации отменить, а дело вернуть в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Иск к обоим ответчикам

Алексей Тё, заместитель руководителя БА Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 8 место По количеству юристов 13 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 15 место По выручке Профайл компании × видит в деле стратегическую ошибку самого истца и его представителя. В подобных случаях, говорит эксперт, необходимо предъявлять иск к обоим ответчикам – как к собственнику автомобиля, так и к лицу, непосредственно причинившему вред. Тё полагает, что, возможно, ошибку допустила и первая инстанция, которая в силу п. 3 ст. 40 ГПК («Участие в деле нескольких истцов или ответчиков») могла привлечь виновника аварии в качестве соответчика по своей инициативе.

Суды первой и кассационной инстанций, посчитав, что законным владельцем автомобиля является водитель, очевидно, не учли отсутствие какого-либо юридического оформления факта передачи прав на автомобиль. Как минимум таким подтверждением мог быть полис ОСАГО, выписанный на Юрия Малинина*.

Алексей Тё, заместитель руководителя БА Де-юре

С позицией коллеги согласился Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . По его мнению, в подобных делах нужно учитывать поведение собственника авто до его передачи непосредственному виновнику, письменное оформление таких взаимоотношений, общение и переписку между ними. Тё продолжил, что схожий спор ВС рассмотрел в прошлом году (дело № 78-КГ20-18). Тогда владелец машины разрешил сесть за руль человеку без прав, не вписанному в страховку. Суды отказали в удовлетворении иска к собственнику авто. Но ВС указал, что следовало выяснить, было ли осмотрительным и ответственным его поведение при передаче машины.

В каких случаях нужно обращаться в суд?

Делать это придётся, если вам не удалось урегулировать с виновником аварии вопрос о возмещении ущерба, и даже ваша письменная претензия с расчётами и требованием добровольного возмещения осталась без ответа. Понадобится подавать исковое заявление. Правильно оформить его поможет консультация юриста по автомобильным вопросам, заказать которую вы сможете на нашем сайте.

Помните о сроке исковой давности — обратиться в суд вы сможете в течение трёх лет со дня аварии . Правильно определите ответчика по вашему исковому заявлению. Принимайте во внимание подсудность — иск необходимо подавать по месту жительства ответчика. Составляя исковое заявление, перечислите в нём все меры, которые приняли для мирного урегулирования спора. Не забудьте приложить к иску письменные доказательства — чеки об оплате запчастей, документы ГИБДД и другие. Об этих и других нюансах вам подробно расскажут юристы из нашей команды.

Читайте так же:
Деньги под мат капитал

Что делать при ДТП

Страховщик также может подать иск, чтобы виновник возместил ущерб. Регрессивный иск подается, если водитель:

  • при совершении наезда был пьян или находился под действием наркотиков;
  • был незастрахован, и нанес ущерб автомобилю клиента страховщика;
  • самовольно покинул место ДТП до приезда представителей дорожной полиции;
  • не имел права вести машину;
  • не захотел добровольно проходить тестирование на присутствие в крови алкоголя или наркотиков после наезда;
  • управлял неисправной машиной.

Специалисты компании «Союз-Эксперт» уверены, что выиграть суд у страховщиков, а значит, не выплачивать регрессивный ущерб – вполне возможно. Главное – это профессиональный подход к делу. Например, юристы компании могут:

  • проверить правомерность претензий, предъявленных страховщиком к клиенту юридической компании;
  • инициировать независимую автоэкспертизу, которая более точно установит обстоятельства аварии и оценит реально, а не завышен ли нанесенный ущерб;
  • подведет под сомнение результаты автоэкспертизы, осуществленной оценщиком страховщика, который является заинтересованным лицом.

Стоит отметить, что если оба водителя оформили страховку у одного страховщика, регрессивный иск не подается.

Независимая экспертиза

Алексей Лобанов

Экспертиза должна основываться на материалах дела о ДТП, а так же приложены фотографии транспортного средства, которое является объектом исследования. В противном случае экспертиза не будет принята судом.

Если в деле присутствуют две равнозначные экспертизы, но с разными суммами восстановительного ремонта, то суд согласится с той, чей эксперт будет присутствовать на суде, так как с заключение эксперта, предупрежденного по ст. 307 УК РФ, будут расцениваться судом как, безусловно, достоверные.

Расчет рыночной стоимости автомобиля или восстановительного ремонта должен быть составлен на дату ДТП.

Порядок взыскания компенсации с виновников ДТП с помощью судебных приставов

Чтобы привлечь к ответственности и взыскать компенсацию с виновников ДТП, пострадавшим нередко приходится обращаться в суды. Однако даже когда правосудие оказывается на стороне потерпевших, получить положенные выплаты оказывается не так просто. Должники игнорируют решение суда, оставляя пострадавших предоставленным самим себе даже в случае, когда им требуются серьезные средства на восстановление здоровья. «Газета.Ru» рассмотрела ситуации, в которые попадали пострадавшие в ДТП, и разбиралась, что же делать гражданам, оказавшимся в схожем положении.

Как взыскиваются долги

Процедура взыскания денежных средств четко регламентирована законодательством. Сначала судебный пристав возбуждает исполнительное производство. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе УФССП по Пермскому краю, в таком случае должнику дается время на добровольную выплату требуемой суммы. Одновременно с этим пристав-исполнитель выявляет принадлежащее должнику имущество. Если должник добровольно не исполняет обязательств, к нему применяются меры принудительного взыскания. А именно:

обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете; удержание денежных средств из заработной платы и иных доходов; арест имущества и его последующая реализация.

Если долг есть, а имущества нет

Нередко случается, что у должника нет постоянного источника дохода, а в личной собственности нет никакого имущества. Именно с такой ситуацией еще в 2001 году столкнулся житель Перми Игорь Ардашев. Тогда предприниматель Станислав Макуров наехал на него при переходе дороги. Серьезная травма позвоночника приковала Ардашева к постели. Было заведено уголовное дело. После медэкспертизы в крови Макурова было зафиксировано 2,9 промилле — в таком состоянии далеко не каждый сможет передвигаться хотя бы на своих двоих. Этот факт виновник аварии объяснил тем, что находился после ДТП в стрессовом состоянии и, несмотря на запрет употребления алкоголя после происшествия, все же выпил. К уголовной ответственности бизнесмена тогда так и не привлекли. Ардашевы обратились в суд с иском о взыскании материального и морального вреда.

Читайте так же:
Как писать коллективную жалобу

В начале 2005 года было заключено мировое соглашение, согласно которому Макуров должен был выплатить пострадавшему порядка 188 тыс. руб.

Однако долг предприниматель так и не заплатил. По данным местных СМИ, судебные приставы обнаружили, что у Станислава Макурова решительно ничего нет. Тем не менее, как сообщил адвокат Ардашевых Анатолий Саламатов,

у Макурова в совместной собственности с супругой находится автомобиль Cadillac, кроме того, он владеет 90-процентной долей в компании «Стомадент». Но по факту человек оказался абсолютно неплатежеспособным: за 14 лет он не сумел выплатить Ардашеву и 20 тыс. руб.

При этом Игорю Ардашеву сейчас 74 года, его супруге — 75. На лекарства и перевязочные материалы ежедневно требуются немалые средства..

Как прокомментировали «Газете.Ru» в пресс-службе УФССП по Пермскому краю,

в таком случае законодательство предусматривает обращение взыскания на долю должника в общем совместном имуществе.

Согласно ст. 255 ГК РФ, такое решение возможно только при ряде условий. А именно — если личного имущества должника недостаточно для погашения задолженности перед кредитором. Еще один фактор — установлен факт наличия у должника общей совместной собственности. И, наконец, в случае, если кредитор обращается с требованием о так называемом выделе доли должника из состава общего имущества для дальнейшего обращения на нее взыскания.

В зависимости от вида имущества, находящегося в совместной собственности супругов, существуют особенности обращения взыскания.

К примеру, если вещь в совместной собственности супругов является делимой, то реальный выдел доли должника осуществим. И особых проблем с обращением взыскания на долю должника не возникает.

Судебный пристав может принять меры по аресту данной вещи, а кредитор может обратиться в суд с требованием о выделе доли.

Другое дело, когда вещь, в праве собственности на которую должник имеет долю, разделить невозможно. Например, это транспортное средство, гараж, однокомнатная квартира. В таком случае не исключено, что супруг должника может не согласиться на выдел его доли из общего имущества.

Тогда применяется правило, установленное абзацем 2 ст. 255 ГК РФ. Согласно ему, кредитор вправе требовать продажи должником своей доли остальным участникам общей собственности по цене, соразмерной рыночной стоимости этой доли, а вырученные средства направить на погашение долга.

В пресс-службе УФССП по Пермскому краю отметили, что в ситуации с Макуровым пострадавшие имеют право истребовать его долю во владении автомобилем Cadillac.

Если должника не найти

Одной из главных проблем на пути решения суда сами приставы называют невозможность найти непосредственно самого должника или его имущество. Например, у него может не быть банковских карт, постоянной прописки. «В таком случае объявляется розыск должника и его имущества. Чтобы побудить должника к оплате долга, судебными приставами применяется одна из самых эффективных мер воздействия на неплательщиков — ограничение права на выезд за пределы России», — отмечают пермские приставы.

Но дело может усугубляться тем, что должник продолжает скрываться от приставов, а за границу ему, вопреки их убеждениям, выезжать вовсе не нужно.

С такой ситуацией столкнулась еще одна читательница «Газеты.Ru».

Несмотря на все усилия, имущество, за счет которого может быть удовлетворено требование взыскателя, выявлено не было. Кроме того, самого должника за все это время обнаружить так и не удалось.

Приставы признают, что если у должника так и не обнаружилось никакого имущество, а найти его так и не получилось, то исполнительное производством может быть окончено согласно ст. 46 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Отметим, что, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе УФССП России по Москве, взыскание штрафов, наложенных специально уполномоченными органами, и компенсаций пострадавшим в ДТП остается одним из наиболее актуальных направлений работы столичных приставов. Так, по данным службы, в 2014 году на исполнении находилось шесть исполнительных производств о выплате компенсаций пострадавшим в ДТП на сумму более 870 тыс. руб. За восемь месяцев 2015 года на исполнение поступило восемь исполнительных производств данной категории на сумму более 1,37 млн руб.

Читайте так же:
Вернуть страховку по кредиту мтс банка

Ждать, пока появятся деньги

Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин объяснил «Газете.Ru», что в случае, если у должника нет никаких средств, то выплат с его стороны действительно придется ждать годами — когда он вновь начнет зарабатывать или получит наследство. При этом Травин считает нелепой ситуацию, когда пострадавшим самим приходится постоянно ходить по инстанциям в попытках получить причитающиеся компенсации.

«Если с человека нечего взять, у него нет денег, то по закону производство в отношении такого гражданина может возобновиться тогда, когда у него появятся средства, — говорит Травин «Газете.Ru». Это издержки наших гражданских норм. В идеале нужна некая организация, которая могла бы сама на федеральном уровне контролировать эти процессы и на блюдечке приносить выплаты пострадавшим. Иначе получается цинично: государство заявляет, что все делает для защиты прав граждан, а в таком распространенном вопросе все перекладывается на плечи того, кому должны».

При этом Травин отметил, что брать на себя эти обязательства судебным приставам просто невыгодно.

«У судебных приставов нет никакой финансовой заинтересованности, — говорит правозащитник. — К сожалению, они получают зарплату, и премиальные для них — большая удача. С тем объемом работы, что наваливается на службу, приставам просто не до таких должников. С них требуют в первую очередь работать на интересы государства. Например, взыскивать долги по штрафам ГИБДД, другие крупные штрафы, которые могут пополнить бюджет. А до того, вернул ли Иванов свой долг Сидорову, государству нет никакого дела».

Суды после ДТП в Украине

Понятно, что доводить дело до суда не хочет никто, но есть случаи, когда без него никак не обойтись. Существует несколько вариантов развития событий. При аварии, если полиция принимает решение об обоюдной ответственности, то дальнейшее разбирательство перемещаются в суд после ДТП. В процессе заслушиваются показания представителя органов правопорядка и обеих сторон. Итогом заседания становится изъятие прав на определенный срок и присуждение штрафа одной из сторон (нередки случаи, когда доказывалась обоюдная вина, и тогда такой итог возлагался на всех участников ДТП). Такой вариант считается самым положительным исходом. Другой вариант предполагает определение виновного лица на месте происшествия полицией. Пострадавшее лицо дает показания и не участвует в суде, так как оно не несет ответственности за аварию. Суд при ДТП и возмещение ущерба точно также рассматривает доказательную базу и выносит приговор, который может быть оправдательным. Третий вариант считается самым неприятным, когда при аварии пострадали люди. И, если при получении травм легкой тяжести, на виновника распространяются действия административного кодекса, то при получении средних и тяжелых повреждений пострадавшей стороны в ход идет уголовная ответственность. Она приводит к лишению свободы на определенный срок. Даже если суд оправдает виновника, то у него все равно будет запись о судимости. В любом случае держат ответ перед судьями желательно в присутствии адвоката. Не так давно Верховный суд Украины дал любопытное разъяснение, которое теперь повсеместно используется при рассмотрении дел. С виновника ДТП снимается любая ответственность, если будет доказана вина в происшествии третьей стороны. Естественно, что существует масса лазеек, как можно трактовать такое разъяснение, но то, что оно может запутать дело — неоспоримо.

Мы Адвокаты, которые специализируются конкретно на судебных спорах по ДТП.

У НАС САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ ПО КИЕВУ .

Мы небольшая юридическая компания, находящаяся в центре Киева на Крещатике.

Основная наша цель – защитить интересы клиента, и в случае, если виноват клиент – максимально снизить его расходы, если же он не виноват – добиться для него как можно большей компенсации материального и морально ущерба.

Проведем подготовку к судебному разбирательству, составим все необходимые процессуальные документы для суда, при необходимости сделаем адвокатские запросы, обжалуем протоколы, показания и т.д.

Читайте так же:
Копится ли отпуск в декрете

Пешеход за маршруткой

Сама авария произошла почти пять лет назад, 4 февраля 2014 года. Лариса Пашкевич ехала утром на работу по улице Ярослава Гашека во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга на автомобиле Suzuki Grand Vitara.

Как рассказала RT Пашкевич, всё произошло примерно в 7:30 утра — она проезжала остановку общественного транспорта, когда из-за маршрутки неожиданно под колёса её автомобиля выбежала девушка.

Согласно материалам дела (есть в распоряжении RT), ехала Пашкевич со скоростью 30—40 км/ч. В результате наезда пешеход Анастасия Артамонова получила травмы головы, которые были квалифицированы как тяжкий вред здоровью. Девушка была госпитализирована в больницу и несколько дней провела в коме.

Как рассказала Пашкевич RT, после случившегося она находилась в шоковом состоянии. Прибывшие на место сотрудники ГИБДД успокаивали водителя. Они заявили, что женщина невиновна в случившемся, так как Артамонова сама стала перебегать дорогу в неположенном месте и увидеть её заранее было невозможно.

В мае местное отделение МВД вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), «так как в действиях водителя отсутствует состав преступления» — было установлено, что правила Пашкевич не нарушала.

Порядок возмещения ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

В случае, когда с виновным в дорожно-транспортном происшествии не удается договориться полюбовно и взыскать с него компенсацию за причиненный ущерб, то необходимо обращаться в суд с исковым заявлением. Необходимо не только составить иск, но и приложить к нему все документы, подтверждающие ваши требования.

Необходимо обращаться в мировой суд, если сумма иска меньше 50 тысяч рублей, и в районный, если эта сумма больше. От цены иска зависит и размер госпошлины, которую необходимо оплатить.

Стоит помнить, что требования, предъявляемые в части возмещения морального вреда не учитываются при подсчете суммы иска, так как их размер определяется судом. Так же необходимо соблюсти и принцип территориальности – обращаться в суд, обслуживающий территорию, на которой проживает ответчик.

Внимание! Расходы, которые понесет истец в связи с рассмотрением дела в суде, так называемые судебные издержки, при решении суда в его пользу, должны быть взысканы с ответчика. К таким расходам относятся госпошлина, оплата проведения независимой экспертизы, услуг юриста, представляющего интересы.

Как оформить исковое заявление о взыскании ущерба с виновника аварии?

Единой формы составления искового заявления не существует, однако в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса РФ закреплены обязательный нормы, которые должны быть отражены в нем.

Нужно не только тщательно и подробно изложить все обстоятельства самого дорожно-транспортного происшествия, но и указать данные и свои, и ответчика, а так же мотивировку требований со ссылками на действующие нормативно-правовые акты. Весь документ должен легко читаться, поэтому не стоит злоупотреблять излишней эмоциональностью и давать правовую оценку действиям виновного или других лиц. Лучше придерживаться официально-делового стиля.

Итак, что обязательно нужно указать в исковом заявлении:

  • полное и верное наименование органа судебной власти, куда направляется иск;
  • ваши анкетные и контактные данные, а также данные представителя (если участвует в разбирательстве);
  • анкетные и контактные данные ответчика;
  • обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;
  • мотивированные требования к виновнику аварии;
  • размер исковых требований, с обоснованием расчетов (приведением заключения специалистов, справок, чеков о стоимости произведенного ремонта);
  • указание на то, что пытались урегулировать вопрос в досудебном порядке;
  • список документов и копий, которые приложены вами к иску;
  • дата составления заявления, подпись, выполненная собственноручно;
  • иные сведения, которые могут быть важны в судебном разбирательстве.

В исковом заявлении о взыскании компенсации за причиненный транспортному средству в дорожно-транспортном происшествии ущерб можно выдвинуть такие требования материального характера:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector