M-hunter.ru

Поиск тендеров
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штрафы за неоформленных работников: сколько придется заплатить за; экономию; налогов

Штрафы за неоформленных работников: сколько придется заплатить за "экономию" налогов

Штрафы за неоформленных работников: сколько придется заплатить за "экономию" налогов

На каждом третьем предприятии, которые проверила Государственная служба Украины по вопросам труда в течение последних полугода, были выявлены проблемы с трудовым законодательством. Чаще всего из них —использование труда неоформленных работников.

Об этом свидетельствуют данные OpenDataBot.

Порядок рассмотрения и размеры штрафов

Взыскание предусмотрено ч.ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ. Ответственность наступает за ненадлежащее оформление трудового договора, уклонение от его заключения либо использование гражданско-правового соглашения в ситуации, когда это недопустимо. Рассмотрение дел данной категории, согласно ст. 23.1 КоАП, осуществляют судьи, а по ч. 4 ст. 5.27 КоАП постановление может вынести орган Роструда, составивший протокол.

лицо, привлекаемое к ответственности

ч. 5 ст. 5.27 (повторно в течение года)

дисквалификация на 1-3 года

лицо, ведущее деятельность без регистрации юр.лица (в том числе ИП)

Что будет, если ИП не оформит своего сотрудника

Если ИП проигнорирует указанный выше порядок действий, он нарушит закон и получит штраф или другие неприятности. За неоформленного надлежащим образом сотрудника предприниматель не отчисляет страховые взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ, не удерживает с зарплаты и не перечисляет в бюджет НДФЛ, а это причиняет ущерб государству. Для работника это является нарушением его прав, так как отсутствуют:

  • взносы в Пенсионный фонд, а значит, и страховой стаж, что навредит будущей пенсии;
  • поступления в Фонд социального страхования — нет выплат по больничным и пособиям по безработице после увольнения;
  • отчисления на медицинское страхование — бесплатная медпомощь под угрозой.

Возникает закономерный вопрос: что будет работодателю за неоформленного работника — административная или даже уголовная ответственность с крупными штрафами. Мера зависит от срока, в течение которого сотрудник работал неофициально, и за него, соответственно, не поступали обязательные платежи. Это позволит рассчитать величину причиненного ущерба. Если этот период составляет, скажем, несколько месяцев, стоит ждать административных последствий в виде штрафа до 40 000 руб. А если он составляет несколько лет — накажут уже уголовно.

Как уполномоченные органы узнают о нарушении? Чаще всего от самих неоформленных работников, которые недовольны своим положением.

Сотрудник не оформлен официально штраф

Ответственность ООО за неоформленных сотрудников

штраф за неоформленного работника

За неоформленного работника грозит крупный штраф

Ответственность за неофициальное трудоустройство сотрудников или за нарушения при оформление документов возлагается не только на предпринимателей, но и на юридические лица.

Читайте так же:
Внесение изменений в условия договора

В этом случае по ст. 5.27 КоАП РФ предприятию назначается крупный штраф, он выписывается либо на руководителя организации, либо на ответственное лицо, занимающееся кадровыми вопросами.

Если нарушения выявляются неоднократно, и они причиняют государству серьезный ущерб, то организации будут назначены более крупные штрафы, кроме того, ответственные лица будут освобождены от должности. Руководителю организации и начальнику кадрового отдела в этом случае угрожает уголовное преследование, мерой наказания являются исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.

При выявлении первого нарушения юридическому лицу присуждается штраф в размере до 100 тысяч рублей. Деятельность организации приостанавливается на срок до 90 суток. Самому руководителю организации присуждается штраф в размере до 5 тыс. рублей.

Административная ответственность предпринимателю и руководителю юридического лица грозит не только при неофициальном трудоустройстве, но и при неправильном заполнении трудовых договоров и трудовых книжек.

Ведение документации должно соответствовать установленным стандартам, любые ошибки приводят к крупным проблемам не только для работодателя, но и для сотрудника: так при неверном заполнении трудовой книжки период работы не будет учитываться при начислении пенсии без сбора дополнительных подтверждающих документов.

Ответственность за мигрантов

В нашей стране предусмотрены ограничения и жесткие требования к трудоустройству иностранных граждан. Заключение трудового договора с ними требует соблюдения куда большего числа условий. Существует даже перечень наиболее «популярных» нарушений:

  • Нелегальный труд иностранца при отсутствии патента и других разрешений;
  • Сокрытие работодателем информации от миграционной службы;
  • Работа не соответствует специальности, указанной в патенте;
  • Отсутствие у работодателя разрешения на найм иностранной рабочей силы.

Сумма штрафа за иностранного работника без трудового договора для должностных лиц составит 35-70 тысяч рублей, а для юридических лиц – до 1 млн. В случае незаконного оформления иностранных граждан, работа организации останавливается на 14-90 суток, что само по себе приносит существенный материальный урон.

Куда обращаться работнику в случае не оформления трудового договора работодателем?

В случае не оформления трудовых отношений работника вправе обратиться с жалобой на работодателя в суд, трудовую инспекцию или прокуратуру.

Для защиты своих интересов через суд, работнику необходимо подать заявление с требованием о признании сложившихся отношения трудовыми и приобщить к нему доказательства фактического допуска к исполнению должностных обязанностей.

Суд переквалифицирует гражданско-правовой договор в трудовой или признает, что гражданин, с которым не заключен трудовой договор, фактически осуществляется трудовую деятельность.

Трудовая инспекция

В большинстве случае работники обращаются с жалобой в трудовую инспекцию, которая незамедлительно реагирует на обращения и проводит внеплановые проверки в отношении работодателей. При выявлении нарушений выносится предписание об устранении нарушений и составляется протокол об административном правонарушении.

Читайте так же:
Как правильно оформить ДТП без ГИБДД

От работодателя требуется оформить сотрудника до окончания срока, определенного трудовой инспекцией, и отчитаться перед контролирующим органом о проделанной работе. Вместе с тем, это не освобождает его от административного штрафа, который он обязан будет оплатить в связи с допущением нарушения.

Прокуратура

Прокуратура является еще одним органом, которое может рассматривать обращения сотрудников и привлекать работодателей к ответственности. При выявлении признаков преступления в отношении руководителя организации или ИП возбуждается уголовное дело.

В адрес работодателя направляется представление с требованием заключить с работником трудовой договор и направить в адрес прокурора доказательства выполнения представления. Дополнительно расследуется уголовное дело с целью привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

Основания для проведения посещения

Частым основанием для проведения инспекционного посещения является решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений, принятое по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в пп. пп. 1, 2, 4 — 7 п. 5 Порядка № 823. Указанную информацию в подавляющем большинстве случаев Гоструда получает от ГНС и ПФУ при осуществлении последними своих полномочий, например получение ими информации о:

— несоответствии количества работников работодателя объемам производства;

— использование труда физ.лиц по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;

— наличие у работодателей 30% и более физ.лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры;

— отсутствие сообщений в ГНС о принятии на работу;

— наличие задолженности по заработной плате;

— изменение численности работников работающих на условиях неполного рабочего времени.

Реже, но также встречаются на практике, проверки по заявлению бывшего работника, которому чем-то не угодил работодатель, или по надуманному заявлению физического лица, которого никто не знает и не видел на объекте посещения.

То есть, любая информация, которая, по мнению руководителя органа контроля, свидетельствует о наличии подозрений использования неоформленных работников, может быть основанием для проведения инспекционного посещения, что, на мой взгляд, дает возможность проверить кого угодно и когда угодно по надуманным основаниям.

Например, конкурент разместил фейковые новости в Интернете, что на предприятии или в определенном учреждении и/или магазине используют труд неоформленных работников или написал заявление от знакомого физ.лица. В соответствии с упомянутыми критериями это является основанием для проведения инспекционного посещения, поскольку информация получена из средств массовой информации или других источников.

Читайте так же:
Арест заложенного имущества в пользу третьего лица

Полномочия инспекторов

Новым порядком неоправданно расширены права инспекторов, в частности пп. 1 п. 10 Порядка № 823, предоставляет им право:

— без предварительного уведомления в любое время суток проходить в любые помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

— знакомиться с любыми документами и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки, являющиеся предметом инспекционного посещения;

— задавать руководителю и/или работникам объекта посещения, другим лицам, вопросы, получать устные и/или письменные объяснения;

— привлекать работников правоохранительных органов;

— на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками;

— фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;

— получать от органов государственной власти, объектов посещения информацию и /или документы, необходимые для проведения инспекционного посещения.

Все вышеперечисленные требования инспектора труда являются обязательными для исполнения.

Как видим, ни один орган государственного надзора не имеет таких широких полномочий, как сегодня Гоструда. Более того, ни один правоохранительный орган не имеет полномочий, без решения суда заходить куда угодно и когда угодно, и еще и допрашивать кого-либо.

Возникает логичный вопрос к разработчикам указанного Порядка, а как же норма прямого действия статьи 30 Конституции Украины, которая не допускает проникновение в жилище или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда.

На практике такие полномочия инспектора труда не всегда используются законно, так защищая одного из наших клиентов, мы были свидетелями ситуации, когда инспектор труда в сопровождении сотрудников полиции заставляла юридически неосведомленных работников подписывать заранее подготовленные ею объяснения, которые, как вы, верно, поняли, явно не в пользу работодателя.

Основания для недопуска:

— отсутствие служебного удостоверения;

— отсутствие на сайте Гоструда формы акта для проведения проверки (такое основание для недопуска может использоваться работодателем только для проверок, предметом которых не является выявление неоформленных работников, например по вопросам охраны труда для примера смотри (постановление Пятого апелляционного административного суда от 05.02.2020 г. по делу № 540/1990/19[1], постановление Седьмого апелляционного административного суда от 13.02.2020 г. по делу № 824/1058/19-а[2]).

При этом предупреждаю, что штраф за недопуск или препятствование проверке, цель которой выявить неоформленных работников, составляет 80 000 грн.

Читайте так же:
Материальная ответственность завхоза школы

Оформление результатов

Если по результатам инспекционного посещения выявлены нарушения требований законодательства о труде, составляется акт инспекционного посещения и предписание по устранению выявленных нарушений. Один экземпляр акта остается у объекта посещения, второй – у инспектора труда. При отказе объекта посещения подписать акт инспектор труда вносит в такой акт соответствующую запись (абз. 2 п. 23 Порядка № 823).

Срок рассмотрения дела о наложении штрафа

После составления акта инспекционного посещения и рассмотрения замечаний инспектор труда осуществляет анализ материалов инспекционного посещения и передает уполномоченному должностному лицу (руководителю) все материалы инспекционного посещения для дальнейшего решения вопроса о привлечении к финансовой ответственности работодателя по ст. 265 КЗоТ (п. 24 Порядка № 823 и п. 2 Порядка № 509).

Интересным моментом является то, что согласно новому Порядку №823 основанием для штрафов будут не только акты проверок Гоструда, также соответствующие штрафы накладывают на основании результатов проверок Управления труда и соцзащиты и налоговой инспекции.

Дело о наложении штрафа рассматривается в 45-дневный срок со дня, следующего за днем ​​получения, уполномоченным должностным лицом от инспектора, соответствующих документов (п. 3 Порядка № 509).

Порядком предусмотрено право объекта посещения оспорить требования и предписания инспектора труда руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда (абз.1 п.26).

По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо составляет постановление о наложении штрафа или при отсутствии оснований сообщает об этом субъекту хозяйствования.

Советую работодателям и их представителям не пренебрегать возможностью внесудебного обжалования результатов инспекционного посещения, поскольку в 2020 году работниками нашего объединения удалось, не доводя до суда, отменить предписание и требования инспектора относительно сельхозпроизводителя на сумму более 1 200 000 грн.

Уплата штрафа и его обжалование

Если вынесено постановление о наложении штрафа, то работодатель оказывается перед выбором или оплатить его добровольно, либо обжаловать постановление в суде.

Так за каждого неоформленного работника работодатель заплатит минимум 50 000 грн, но это при условии, что такое нарушение обнаружат впервые. Исключение – ФЛП 1-3 группы единого налога, в которых за первое выявления неоформленных работников применяется предупреждение.

В случае повторного нарушения в течение двух лет размер наказания возрастает 150 000 грн, то есть будет максимальный штраф. Это касается всех предпринимателей, и получивших ранее за первый раз предупреждение.

Следует отметить, что обжалование постановления в суде не приостанавливает его действие, поскольку без обеспечения иска путем приостановления взыскания (ст.150 КАСУ), Гоструда через месяц может направить его в исполнительную службу для принудительного исполнения, ведь постановление имеет силу исполнительного документа.

Читайте так же:
Арест имущества должника судебными приставами: процедура, опись и изъятие

И органы судебной власти в этой ситуации нередко принимают кардинально противоположные решения, хотя совершенно очевидно, что арест средств любой средней компании, фактически, парализует ее работу, и пока дело будет слушаться в суде, эта компания может стать банкротом, поскольку бизнес не стоит на месте, и обязательства должны выполнять должным образом, в том числе в срок.

Итак, если Вы уверены, что Вас безосновательно привлекают к ответственности, то смело обжалуйте постановление в суде, а если вы понимаете, что шансов у вас нет, и нарушения действительно были, то настойчиво предлагаю воспользоваться предписаниями абз.14 ст.265 КЗоТ и уменьшить штраф наполовину путем его добровольной уплаты в 10-дневный срок.

Напоследок скажу, при обжаловании постановлений Гоструда единой выигрышной тактики нет, поскольку, все ситуации, поступающие к нам абсолютно разные, поэтому и тактика защиты разрабатывается индивидуально для каждого работодателя и его кейса.

Для примера привожу ссылки на два дела, в которых нашему адвокатскому объединению удалось защитить интересы клиентов по совершенно разным основаниям:

Вывод

Мы все понимаем, что государство заботится о наполнении бюджета от официального трудоустройства, впрочем для меня не удивительно, что при существующем налоговом нагрузке на заработную плату (НДФЛ — 18%; ВС — 1,5%; ЕСВ — 22%;), малый и средний бизнес, который в условиях карантина находится на грани выживания, пытается оптимизировать свои расходы, в том числе путем использования труда неоформленных работников и/или привлечения их на условиях гражданско-правовых договоров там, где этого делать нельзя. По моему убеждению, пока государство не пересмотрит размер налогообложения заработной платы в сторону уменьшения (хотя бы для малого бизнеса), труд неоформленных работников и дальше будет использоваться бизнесом.

Что касается самого порядка, то считаю его явно противоречащим, как Конституции Украины, так и Закону Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», поскольку использование таких размытых оснований для проверки, как «другая информация» не дает оснований бизнесу считать, что он играет с государством по равным правилам и в одинаковых условиях. Такой подход к проведению проверок, на мой взгляд, совершенно не согласуется с понятием правовое государство.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector