M-hunter.ru

Поиск тендеров
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие штрафы за езду без ОСАГО

Какие штрафы за езду без ОСАГО?

К началу 2019 года средняя цена полиса ОСАГО перевалила за семь тысяч рублей. За последние пару лет показатель увеличился почти в два раза. При этом подобная «температура по больнице» не отражает всей полноты картины.

Стоимость автогражданки сегодня может легко достигать десяти тысяч «деревянных», а зачастую превышать эту отметку. Неудивительно, что для многих автолюбителей покупка страховки финансово заметно осложнилась. Решения «повременить» с её оформлением или вовсе от неё отказаться носят массовый характер.

Штрафы за отсутствие ОСАГО объективно стимулируют соответствующие процессы, хотя призваны бороться с ними. Текущие санкции ГИБДД в данной области значительно уступают ценникам страховщиков за «спасительный» полис. Подобная ситуация может выглядеть настоящей панацеей, позволяющей отсрочить трату существенных денежных средств, а то и вовсе обойтись без таковой. Вдруг повезёт и какое-то время удастся проездить, минуя проверки «гаишников»? Да и будучи «изредка пойманным», такую политику вполне возможно оправдать математически.

Таблица 1. Размер штрафа.

Состав правонарушенияСанкции ГИБДД
Отсутствие у водителя действующего
полиса ОСАГО при его фактическом
наличии (предполагается возможность
предъявления страховки инспектору
спустя какое-то время)
предупреждение
или штраф 500 руб.
Управление автомобилем вне периода
использования, оговоренного
«автогражданкой» (например, при
непродлении полиса на вторые
полгода), но в рамках годового срока
действия договора
штраф 500 руб.
Управление транспортным средством
водителем, не фигурирующим в
перечне допущенных к такому
управлению лиц согласно полису
ОСАГО (проще говоря, если водитель
«не вписан» в страховку)
штраф 500 руб.
Отсутствие полиса ОСАГО
(неисполнение обязательств по
страхованию автогражданской
ответственности)
штраф 800 руб.

Действительно ли быть нарушителем выгоднее, чем страхователем? Денежных средств, потраченных на автогражданку, хватило бы на массу штрафов за её отсутствие. Статистически за год далеко не каждый автолюбитель столько раз проверяется сотрудниками ГИБДД. В то же время для правильных выводов необходимо рассматривать ситуацию несколько шире.

Штрафы за езду без ОСАГО

Отсутствие полиса

Штраф: 800 рублей.

Водитель нарушает статью 12.37 КоАП (часть 2). В ней написано:

«Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».

Заметим, что просроченный полис приравнивается к его полному отсутствию. Также штрафовать за отсутствие полиса можно сколько угодно раз.

Если полис ОСАГО электронный

Многие водители сейчас оформляют электронные полисы ОСАГО. Формально автомобилист обязан распечатать страховку на принтере и возить ее с собой.

Но еще в 2015 году первый вице-премьер Игорь Шувалов дал указание дорожной полиции проверять наличие электронного полиса только по базам РСА. Получается, что водителю не обязательно иметь с собой распечатанный документ.

Дальше все зависит от конкретного инспектора. Если полицейский принципиально захочет оштрафовать владельца электронного полиса, не распечатавшего бланк, формально он будет прав. Но вы можете попробовать показать документ с экрана телефона, планшета или любого другого гаджета.

Почему требование инспектора ДПС прекратить правонарушение в виде отсутствия ОСАГО незаконно?

Прежде чем привлекать водителя по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, инспектор составляет требование (или предписание) о прекращении правонарушения. Сам документ вполне имеет право на жизнь.

Но применительно к ситуациям с отсутствием ОСАГО такое требование полицейских в 2021 году незаконно – и вот почему:

  • участники дорожного движения обязаны исполнять лишь законные требования сотрудников ГИБДД,
  • при этом порядок реализации прав должностных лиц закрепляется на законодательном уровне, и содержится в приказах Министерства внутренних дел РФ. Но в Приказе МВД № 664 не указаны ни порядок, ни форма требования о прекращении правонарушения. Такая информация есть в другом Приказе МВД № 727 – но данным регламентом не предусмотрено выписывание требований физическим лицам (Приложение №1). Речь только о предписаниях юридическим лицам и предпринимателям.
  • таким образом, требование о прекращении противоправных действий в отношении обычного водителя без страховки не соответствует закону.

Второй довод в пользу незаконности требования прекратить правонарушение со страховкой связан с характером деяния. В соответствии с пунктом 2 ст. 4 ФЗ Об ОСАГО, водитель обязан застраховать свою ответственность в течение 10 дней с момента возникновения у него права владения транспортным средством (покупка, получение в дар, наследство). На 11-й день водитель совершает правонарушение – то есть не исполняет свою обязанность по обязательному страхованию. И такое правонарушение нельзя считать длящимся.

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Таким образом, требование прекратить правонарушение в виде страхования автогражданской ответственности, которое и так закончено вынесением водителю справедливого штрафа в 800 рублей – незаконно. Ну а правонарушение в виде управления автомобилем без «автогражданки» прекращается в момент остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. И в этом случае требование также неправомерно.

Незаконность предписания за страховку

Законно ли предостережение?

А вот предостережение вполне законно.

Регламент предусматривает для стражей порядка не только требование (предписание) о прекращении правонарушения, но и так называемое предостережение водителям. Право сотрудников ДПС выносить такие предостережения указано в ФЗ «О полиции», образец документа закреплён в Приложении № 2 к Приказу МВД № 119, там же содержится порядок вынесения, объявления, вручения и т.д.

И вот предостережение о недопустимости действий, создающих условия для административного правонарушения – выглядит вполне законным. Однако, на практике сотрудники ГИБДД всё равно выписывают требования. И суды не усматривают в этом ничего критичного.

Что делать, если получил штраф за отсутствие полиса ОСАГО

Даже если водитель получил штраф за вождение без ОСАГО, есть три варианта развития событий.

Оспорить штраф. Сделать это можно в первые 10 дней со дня постановления.

Оплатить со скидкой. Если полиса при проверке действительно не было, водитель может заплатить только половину штрафа. Для этого нужно успеть уложиться в первые 20 дней со дня постановления. Например, вместо 800 рублей водитель заплатит только 400.

Оплатить полную сумму. На 21 день со дня постановления скидка сгорает. Но на оплату остается еще 40 дней. Если штрафов несколько, в датах легко запутаться. Чтобы не держать в голове все эти даты и суммы, подпишитесь на уведомления « Штрафов ГИБДД ».

Когда срок скидки будет подходить к концу, вы получите письмо на электронную почту.

Размеры штрафов за отсутствие страховки

Меры наказания за езду без полиса ОСАГО устанавливаются КоАП РФ. На 2019 год среди них фигурируют только денежные взыскания. Размеры штрафов приведены в таблице.

НарушениеРазмер штрафаКакой статьей КоАП РФ регламентируется
У водителя нет при себе страхового полиса, хотя он оформлен500 руб.12.3 часть 1
ТС эксплуатируется в не предусмотренный полисом ОСАГО период (если оформлен полис с сокращенным сроком действия, например, только на летний период)500 руб.12.37 часть 1
ТС управляет не указанный в страховом полисе водитель500 руб.12.37 часть 1
Полис не оформлен/просрочен800 руб.12.37 часть 2

На рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект об увеличении штрафа за неоформленную/просроченную страховку ОСАГО до минимальной стоимости полиса – 5 000 рублей. Будет ли принят этот закон и когда, пока неизвестно.

Если инспектор обнаружил, что у вас нет полиса, остановив вас из-за какого-то нарушения, например, превышения скорости или неправильного переезда через ж/д-пути, вы заплатите два штрафа – и за это нарушение и за езду без страховки.

Так можно ли ездить без страховки ОСАГО?

Отсутствие страховки на автомобиль в 2021 году, как и прежде, наказывается исключительно штрафом (800 или 500 рублей). Если нарушение несерьезное, водитель может отделаться предупреждением. Информации об ужесточении санкций за езду без ОСАГО в этом году пока нет, но планируется автоматическая фиксация данного нарушения. Ездить без страховки, в любом случае, не стоит — это чревато серьезной ответственностью при ДТП.

К счастью, в 2021 году можно купить ОСАГО на автомобиль онлайн без каких-либо хлопот. Для удобства на нашем сайте есть сервис онлайн-автосрахования, который позволяет не только приобрести полис не выходя из дома, но и сравнить тарифы и конечную стоимость у разных компаний.

Более строгие наказания за отсутствие страховки

В середине 2021 года появились сообщения о том, что полицейские применяют более серьёзные наказания — повышенные штрафы и даже административный арест. Ситуация получила широкую огласку и обсуждалась в Госдуме. Но глава ГИБДД подтвердил правомерность действий подчинённых.

По словам Михаила Черникова, после оформления штрафа за езду без страховки полицейский может потребовать прекратить противоправные действия со стороны водителя. Согласно закону «О ГИБДД» №711 от 15.06.1998 в список таких нарушений входит и управление транспортным средством без полиса ОСАГО.

Если водитель проигнорирует требование инспектора, то получит повестку в суд, где для него будет выбран один из трёх видов наказания:

штраф до 4000 рублей;

исправительные работы от 40 до 120 часов;

административный арест до 15 суток.

Первая часть статьи 19.3 КоАП устанавливает, что повторным считается нарушение, совершённое в течение года после того, как водитель получил предупреждение от инспектора. Но эксперты считают, что законодательная база несовершенна — она не указывает, через какой промежуток времени инспектор может повторно вынести требование, и в какой форме оно должно предъявляться.

Поэтому повышенные штрафы и другие суровые наказания за отсутствие страховки в машине можно оспорить. Но мы рекомендуем выполнить требование инспектора после первого предупреждения и минимального штрафа. Покупка полиса ОСАГО обойдётся намного дешевле, чем поездки в суд, юридическая защита и другие расходы на ведение дела.

Водителей без диагностической карты могут оштрафовать

Для покупки полиса ОСАГО водителям больше не нужно предъявлять страховщикам (либо иметь оформленной) диагностическую карту. Соответствующие поправки в основной нормативный документ «автогражданки» уходящий состав Госдумы принял еще в середине июня этого года. Ранее удостоверение пройденного ТО было неотъемлемым условием получения полиса. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) отмечают, что все агенты уже оповещены об изменениях.

«Диагностическая карта не требуется для оформления полиса ОСАГО на любой тип транспортного средства. При этом у всех автовладельцев сохраняется обязанность по прохождению техосмотра», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе РСА.

Как подчеркнули в союзе,

если будет доказано, что ДТП произошло из-за технической неисправности автомобиля, а у водителя не окажется диагностической карты, то страховая компания будет вправе предъявить ему регрессный иск на сумму компенсации, выплаченной пострадавшим в аварии.

Если же техосмотр пройден, но причиной ДТП все равно стала неисправность машины, то иск уже может быть предъявлен компании, оформившей диагностическую карту.

«В случае, когда в аварию попадает автомобиль такси, грузовик или автобус, то независимо от причин ДТП, основанием для предъявления регрессного иска станет сам факт отсутствия у виновника происшествия диагностической карты», — пояснили в РСА.

Вышла заминка

В то же время на стороне Минюста случилась техническая проволочка в регистрации изменений в сопутствующем подзаконном акте — в положении Центробанка «О правилах ОСАГО» (позволяет на практике отвязать ТО от «автогражданки»), отметили в РСА. В результате возникла правовая коллизия: поправки в эти правила вступают в силу только 29 августа – через неделю после введения изменений в сам закон «Об ОСАГО». Впрочем, юридическая сила у закона с поправками выше, его нормы все равно будут действовать для автомобилистов с 22 августа, подчеркнули в союзе страховщиков.

В РСА убеждены, что путаницы и неразберихи среди страховых брокеров не будет, хотя вероятные эксцессы полностью не исключают.

«Если после 22 августа какой-либо агент будет требовать диагностическую карту для оформления полиса ОСАГО, автомобилисту следует обратиться в головной офис этой страховой компании или сообщить в Российский союз автостраховщиков», — порекомендовали водителям в пресс-службе РСА.

Проехали мимо ТО

Очень большое число автомобилистов восприняли исключение необходимости предъявления диагностической карты при оформлении страховки, как отмену самого техосмотра, отмечают представители фирм, проводящих инструментальный контроль состояния автомобилей.

Количество желающих пройти техосмотр начало резко падать уже в начале этого лета, как только стало известно о принятии соответствующих поправок.

По словам исполнительного директора «Союза автосервисов» России Виталия Новикова, водители решили, что раз пока нет штрафов за непрохождение техосмотра, то и проходить его не обязательно.

«Думаю, что часть автомобилистов снова потянется к пунктам техосмотра, когда в соцсетях и СМИ поднимется шумиха о том, что страховые компании выставляют иски тем, кто попал в аварию на несправном автомобиле. А основной поток мы ждем весной, когда те, кто не прошел техосмотр, начнут получать за это штрафы», — рассказал «Газете.Ru» Новиков.

Число аварий, произошедших из-за неисправных автомобилей будет только расти, считает председатель гильдии операторов техосмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек. По его словам, отменять необходимость предъявления диагностической карты для покупки страховки необходимо было одновременно с введением штрафов за непрохождение техосмотра. А постоянное внесение каких-то поправок или даже просто громкие заявления чиновников на тему техосмотра, по его мнению, только «усугубляют лихорадку и неопределенность в этой сфере».

«При среднем возрасте машин в российском автопарке в 14 лет говорить, что техосмотр не нужен, мягко говоря, неправильно, как-то не по-государственному»,

— отметил Волчек, имея ввиду соответствующую инициативу ГИБДД.

По его словам, официальная статистика Госавтоинспекции по авариям с участием неисправных автомобилей (7,6 тыс. ДТП по итогам прошлого года) не отражает истинного положения дел, поскольку в нее попадают только происшествия, в которых такие машины принимали непосредственное участие. В реальности, полагает собеседник, их число в несколько раз больше.

«Например, если машину при торможении занесло на скользкой дороге, в причине ДТП будет указано «не справился с управлением»: никто не станет разбираться в том, что причиной заноса с большой долей вероятности могло стать неравномерное распределение тормозных усилий», — отметил собеседник.

Техосмотр никто не отменял

Прямые требования о наличии диагностической карты содержатся в ст. 12.1. КоАП РФ (Управление ТС не прошедшим техосмотр), но штрафа сейчас этот пункт не предусматривает (он будет введен со следующего года). Впрочем, это не отменяет обязанности прохождения этой процедуры для любых видов транспортных средств, напоминает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

По словам юриста, отсутствие карты техосмотра, особенно если у легковой машины есть явные неисправности, сотрудники ГИБДД квалифицируют и по другой статье — ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ (управление ТС при наличии неисправностей и условий по запрету допуска к эксплуатации). Санкция по этому пункту предполагает предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

«Несмотря на то, что на данный момент прямой ответственности за отсутствие техосмотра для водителей легковых автомобилей в КоАП нет, в приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» содержится запрет на движение без диагностической карты»,

Более того, гаишники зачастую попутно выписывают автомобилисту за отсутствие ТО предписание на устранение выявленных нарушений. Если при повторной проверке выясняется, что автомобилист все еще не прошел техосмотр, то инспекторы могут вменить водителю «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел» (ст.19.3 КоАП РФ), что уже грозит штрафом в размере от пятисот до тысячи рублей или арестом на срок до пятнадцати суток, предупредил Радько. Подобная практика не является законной, на его взгляд, но тем не менее она присутствует, констатирует юрист «Свободы выбора».

Для водителей коммерческого транспорта (такси, грузовиков, автобусов и т.д.) за отсутствие карты ТО в КоАП предусмотрена прямая санкция — штраф 500 или 800 рублей, напомнил адвокат.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Какие документы нужны для получения СНИЛС
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector