Как правильно вшить вкладыш в трудовую книжку
Скачать форму вкладыша |
В соответствии с разделом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225, когда в трудовой книжке заканчивается хотя бы один из разделов, требуется использовать вкладыш.
Форма вкладыша определена в этих же Правилах. Документ состоит из 2 разделов:
- сведения о работе;
- сведения о награждениях.
Заполняется вкладыш по тем же правилам, что и трудовая книжка. В случае использования вкладыша в самой трудовой книжке ставится штамп с указанием, что выдан вкладыш такой-то серии и под таким-то номером (п. 39 Правил). При этом необходимо обратить внимание, что Правила говорят именно о штампе, поэтому надпись такого же содержания от руки не будет соответствовать требованиям законодательства.
Когда выдают
Трудовая — это самодостаточный документ, а вот вкладыш без нее недействителен. О необходимости выдать его сигнализирует ряд событий:
- отсутствие места для внесения новых сведений на разворотах о работе;
- потребность продолжать хронологическую фиксацию событий в работе человека.
В 2020 году цена вкладыша в трудовую книжку составляет около 200 рублей. Примерно столько же стоит и бланк трудкнижки.
Постановление Правительства № 225 в п. 38 обязывает работодателя при условии заполнения всех позиций одного из разделов книжки вшить документ. На нанимателя возложена ответственность (п. 45 Правил Постановления 225) за организацию работы в части:
- ведения;
- хранения;
- учета;
- выдачи.
Законодатель не обязывает сотрудника оформлять заявление о предоставлении документа. Ст. 65 ТК РФ предусматривает подобное обращение только для оформления нового экземпляра трудкнижки в случае потери, повреждения или отсутствия.
Работодатель вправе потребовать от сотрудника заявление с просьбой выдать документ, если:
- Локальный нормативный акт организации предусматривает заявление как документ, который подтверждает выдачу и использование бланка, — п. 42 Правил к Постановлению Правительства 225. В этом варианте заявление становится обоснованием для выдачи вкладыша сотруднику.
- Потребность обосновать способ оплаты расходов на покупку. Пункт 47 Правил дает возможность работодателю получить с сотрудника плату за приобретение бланка, то есть стоимость фактически удерживается из зарплаты (кроме случаев массовой утраты или порчи в процессе оформления, п. 34, 48 Правил).
Чего нельзя делать
- Вносить поправки к ошибкам. Если была допущена ошибка, то необходимо заполнять новый бланк.
- Применять типографскую форму ненадлежащего образца.
- Подшивать в трудовую пустые листы.
За нарушение этих требований на работодателя или ответственного сотрудника отдела кадров может быть наложен штраф.
Видео: как подшить вкладыш и сделать в ней соответствующую запись
Вкладыш заводится в тех случаях, когда в трудовой закончатся листы раздела «Сведения о работе». Ответственность за своевременное приобретение вкладыша и перенос в него всех необходимых сведений ложится на работодателя.
Заполнение вкладыша полностью аналогично процедуре оформления трудовой. В первую очередь заполняются сведения о сотруднике, такие как ФИО, дата рождения, сведения об образовании, специальности и прочее. При этом от оформляющего вкладыш сотрудника требуется проставить все печати. Обратите внимание на дату — вкладыш заверяется отдельным числом, использование даты оформления трудовой является грубейшей ошибкой.
Юридическое оформление вкладыша: нюансы
Легитимизация использования вкладыша как элемента трудовой книжки осуществляется посредством:
- внесения сведений о нём в книгу учета трудовых книжек и вкладышей;
- проставления в книжке штампа «Выдан вкладыш» и прописывания в его полях серии и номера вкладыша.
Решение первой задачи, как правило, не предполагает существенных проблем: всё, что нужно сделать кадровику, — вписать необходимые данные в унифицированную форму, утвержденную приказом Минтруда № 320н.
Определенные сложности могут возникать при проставлении штампа «Выдан вкладыш». Рассмотрим данный нюанс подробнее.
Приобретение
Бланк вкладыша, как и трудовая, должен приобретаться непосредственно руководителем организации. Работодатель не может:
- брать от сотрудника чистый вкладыш;
- требовать купить документ самостоятельно.
Каждый руководитель знает, что вкладыш – это документ строгой отчетности. Следовательно, и покупать его можно только у тех компаний, которые имеют разрешение на продажу вкладышей и трудовых. Организация, которая занимается реализацией бланков вкладышей и трудовых, должна иметь лицензию и документы, подтверждающие полномочия на данные действия.
После приобретения вкладыши сдаются на хранение в бухгалтерию, где данные о каждом бланке вносятся в приходно-расходную книгу, и далее они отдаются под расписку в отдел кадров. Выдача вкладышей производится в соответствии с правилами. Работодатель имеет право выдавать бланк вкладыша:
- бесплатно, приняв при этом расходы за покупку под свою ответственность;
- взяв плату, соразмерно той, которая была потрачена на данный документ.
Если ко времени заполнения вкладыша цена на него возросла, работодатель не имеет права брать с сотрудника стоимость выше той, что он уплатил конкретно за этот бланк.
Далее рассмотрим, как вшивается вкладыш в трудовую книжку, как оформить этот документ по правилам и как избежать основных ошибок.
Распространенные ошибки при работе с вкладышем
Если кадровый инспектор при исчерпании лимита свободных страниц в одном из разделов трудовой книжки не стал вшивать вкладыш, а начал делать записи в пустых графах другого блока документа, это считается нарушением порядка оформления такого типа формуляров.
Исправление ошибки возможно одним способом – признанием записей недействительными и последующим их внесением в требуемый раздел.
Вкладыш нельзя заменять:
- другими бланками;
- чистыми листами;
- незаполненными страницами чужих трудовых книжек.
Недействительность процедуры вшивки будет зафиксирована, если надпись с указанием на факт наличия вкладыша будет сделана от руки. Для этой цели можно использовать только специальный штамп.