M-hunter.ru

Поиск тендеров
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Договор ГПХ с бухгалтером

ГПД и трудовой договор – не одно и то же. Первый регламентируется ГК РФ, а не ТК РФ, что снимает с работников, трудоустроенных на подобных основаниях, обязанность следовать требованиям локальных нормативов нанимателя. Как следствие, их рабочий день может быть ненормированным, нередки переработки. Однако, они не могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушения ПВТР (правил внутреннго трудового распорядка) компании, особенно по факту окончания действия соглашения.

При заключении ГПД стороны фактически визируют договоренность о том, что исполнитель обязуется выполнить для нанимателя конкретный перечень работ к установленной дате. Трудовые отношения фактически не оформляются, так как ГПД не подразумевает длительного сотрудничества и не может являться основанием для трудоустройства субъекта в штат компании.

Соглашение ГПХ может заключаться с юридическими и физическими лицами, а также с ИП. Помимо этого, оно может использоваться для сотрудничества с иностранцами и несовершеннолетними подростками. Однако, во второй ситуации имеется один нюанс: для правомерной деятельности ГПХ несовершеннолетнего субъекта необходимо письменное согласие его опекунов.

Также ГПД является выходом в тех ситуациях, когда штатный сотрудник согласен исполнить ряд заданий, выходящих за рамки его должностных обязанностей. Однако, его правомерно оформлять только если нет оснований для оформления совмещения или допсоглашения к основному договору.

Помимо описанного, также существуют нюансы уплаты страховых отчислений за сотрудника, подписавшего ГПД. В обычной ситуации наниматель должен осуществлять данные отчисления за своих подчиненных в ФСС РФ. Однако, если по договору ГПХ осуществляется процедура разового характера, например, содействие в продаже имущества, отчисления не обязательны.

Услуги охраны

Сразу скажем: ГПД на предоставление услуг по охране/наблюдению за объектом — рисковое дело. Особенно если услуги по охране предоставляются лицом, не являющимся предпринимателем.

Читайте так же:
Временный ввоз автомобиля в РФ

Намереваясь заключить с таким лицом ГПД, придется постараться, чтобы в отношениях проверяющие не усмотрели «трудовой» окраски. Ведь ГПД обычно заключают для выполнения разовых работ. А цель лица, предоставляющего услуги по охране, — обеспечивать сохранность объекта постоянно, в течение всего времени, пока он его охраняет. При этом очевидно, что для заказчика важно, чтобы исполнитель охранял объект в определенное время суток, т. е. чтобы он подчинялся определенному графику, установленному заказчиком. Часто все эти факторы позволяют контролерам усомниться в гражданско-правовом характере отношений между предприятием и физлицом, предоставляющим услуги охраны, и переквалифицировать их в трудовые.

См., в частности, определение ВАСУ от 05.12.2014 г. по делу № К/9991/60626/11.

Хотя при грамотном оформлении ГПД от претензий проверяющих можно «отбиться». Так, если в ГПД прописать, что исполнитель обязуется просто наблюдать за этим объектом в течение определенного промежутка времени (не подстраиваясь под график работы предприятия), то сам по себе данный факт не должен свидетельствовать о подчинении исполнителя заказчику. При этом важно, чтобы в договоре с лицом, предоставляющим услуги по охране, не было указаний на то, что он подчиняется внутреннему распорядку заказчика и ему устанавливается определенный график работы.

Желательно, чтобы в штатном расписании предприятия не было вакансии по должности охранника (сторожа, консьержа и т. п.). Еще один важный момент, касающийся лиц, предоставляющих услуги по охране. Охранная деятельность является лицензируемой (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об охранной деятельности» от 22.03.2012 г. № 4616-VI). Поэтому услуги охраны на основании ГПД может предоставлять лишь предприниматель, который имеет соответствующую лицензию. Но если предприятие довольствуется простым надзором за этим объектом, то тут можно обойтись без лицензии.

Читайте так же:
Курение в квартире запрещено — Юрист онлайн

Условие в договоре № 1

Как известно, в случае заключения трудового договора, сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 ТК РФ). И обычно, считается, что наличие этого пункта в ГПД автоматически говорит в пользу его переквалификации в трудовой договор. Так ли это?

На основании п. 3 ст. 703 ГК РФ заказчик вправе определять способы выполнения задания исполнителем. Однако, не стоит забывать, что методы ведения учета, не регламентированные законодательно, определяет учетная политика организации, которую утверждает ее руководитель (п. 2, 8 ПБУ 1/2008). Если в компании еще и разработаны стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета (ч. 11, 12 ст. 21 Закона №402-ФЗ), то исполнитель будет вынужден соблюдать все это.

Особенности хранения бухгалтерской документации порождают для исполнителя дополнительные ограничения.

Для иллюстрации, давайте посмотрим на законодательную базу по этому вопросу для ООО (далее по тексту — Общество). Прядок хранения документов Общества регламентируют п. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В этих нормах сказано, что «…документы, предусмотренные федеральными законами, следует хранить по месту нахождения единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам Общества». Перечень документов, подлежащих хранению, можно найти в ст. 29 Закона №402-ФЗ. Законно ли при таких обстоятельствах ведение учета исполнителем, например, на дому? С учетом принципа неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ) такой вариант вызывает большие сомнения.

Если предусмотреть для бухгалтерской информации режим коммерческой тайны (ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне») без права выноса документов за пределы бухгалтерской службы, то таким образом, заказчик бухгалтерских услуг обяжет исполнителя вести учет исключительно у себя в офисе. И тогда он будет вынужден считаться с режимом работы компании наравне с ее сотрудниками.

Читайте так же:
Банкротство мфо последствия для вкладчиков

Более того, на основании ч. 1, 2 ст. 10 Закона №402-ФЗ, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета, не допускаются пропуски при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Таким образом, подход к ведению бухгалтерского учета по принципу «время от времени» недопустим. Поэтому бухгалтер просто обязан вести учет по мере поступления первичных документов. В итоге, исполнителю для соблюдения всех вышеперечисленных условий придется постоянно находиться в офисе компании.

Что касается контроля, то здесь следует учитывать, что право заказчика на контроль установлено ст. 715 ГК РФ. Так, заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем. Более того, заказчик обязан осуществлять внутренний контроль в равной степени как за работником, так и за исполнителем в силу требований ст. 19 Закона №402-ФЗ. Получается, что с учетом всех приведенных аргументов самостоятельность и неподконтрольность исполнителя при ведении бухучета – не более, чем иллюзия.

Итоги

К оформлению трудового договора, заключаемого с претендентом на должность главного бухгалтера, нужно подходить со всей ответственностью. В этом документе отражаются не только такие стандартные пункты, как трудовые обязанности работника, размер заработной платы и трудовой режим, но и особые условия, например о полной материальной ответственности, удлиненном испытательном сроке или срочности трудового договора. Все эти моменты были учтены нашими экспертами при составлении приведенного в статье образца.

Если в постоянном бухгалтере компании или ИП не нуждаются, то у них существует возможность привлечь исполнителя для ведения учета и сдачи отчетности по гражданско-правовому договору. В этом случае важно, чтобы у контролеров не было причин переквалифицировать такой договор в трудовой.

Читайте так же:
Возмещен работнику перерасход по авансовому рассходу

Оформление вознаграждения по ГПХ в зарплатной программе

Регистрируем договор на работы (услуги), после чего уже начисляем вознаграждение. Для этого нужен документ «Договор (работы, услуги)» в разделе «Зарплата» – «Договоры (в т.ч. авторские)» или пройдите из карточки сотрудника по кнопке «Оформить документ» – «Договоры (ГПХ)» – «Договор (работы, услуги)».

Надо выплатить вознаграждение по ГПХ в межрасчетный период? Воспользуйтесь документом «Начисление по договорам» в разделе «Зарплата» – «Начисления по договорам (в т.ч. авторским)».

В поле «Выплачивать» укажите способ выплаты – «Начисления по договорам». Не переживайте: когда будете окончательно считать зарплату за месяц, в документы по выплатам повторно не попадут начисления по договорам и актам, которые уже выплатили среди месяца.

Если по договору подряда платим в конце месяца вместе с заработной платой (не выплачивается в межрасчетный период), то начисляем сумму документом «Начисление зарплаты и взносов».

Когда платим при окончательном расчете за месяц, в ведомости на выплату в основном указывается способ выплаты – «Зарплата за месяц», но также можно выбрать способы выплат – «Вознаграждение сотрудникам по договорам ГПХ» и «Зарплата работников и служащих».

Ответственность за нарушения при оформлении ТД

Напомним, в соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ за сознательное уклонение или ненадлежащее оформление трудового договора юридические лица наказываются штрафом от 50 до 100 тысяч рублей.

Поэтому так важно наличие квалификации и практических знаний при разработке как типовых, так и требующих особенного внимания кадровых документов. Если сотрудник компании, на которого возложены обязанности по составлению трудовых договоров, не обладает необходимой компетенцией, не имеет значительного опыта или планирует уволиться, то кадровое делопроизводство лучше передать на аутсорсинг.

Читайте так же:
Выплата компенсации при закрытии фирмы

Мы компенсируем любой штраф, содержащийся в КоАП и ТК, если он начислен по нашей вине.

Выводы

Изучая данный вопрос, у нас сложилось стойкое убеждение, что разница между двумя договорами настолько разительная, что и говорить не приходится. Выбор формы сотрудничества должен быть определен по обоюдному соглашению сторон в зависимости от их интересов. В каждом конкретном случае директор компании и бухгалтер должны определить, какая форма сотрудничества для них приемлема. Необходимо подчеркнуть, что для бухгалтера оформление одного единственного договора ГПХ на оказание бухгалтерских услуг может стать рискованной затеей в силу того, что этот документ не несет должного уровня гарантий, чего нельзя сказать о трудовом договоре. В то же время, потребность в большом количестве заказов есть у многих бухгалтеров, работающих на «удаленке», что также удобно для руководителей как крупных, так и мелких предприятий.

Хочется надеяться, что, невзирая на выбранный тип договора, его условия будут выполняться обеими сторонами так, чтобы в конечном итоге ни у кого не осталось претензий друг к другу. Это, пожалуй, самый лучший исход любого сотрудничества.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector